«Парфюмер» Зюскинда: злой гений и аромат всевластия
Многоуровневый бестселлер Зюскинда «Парфюмер», созданный в эстетике постмодернизма, это и детективная история, и роман-воспитание, и исторический роман. Книга переведена на 47 языков, включая латынь, а за право экранизировать роман боролись маститые режиссеры.
Главный герой, гениальный парфюмер Жан Батист Гренуй, одержим идеей создания идеального аромата. Для изготовления духов он убивает рыжеволосых девственниц, и «конструирует» из их запахов особые духи. Их аромат вводит людей в неистовство и эйфорию.
Гренуй не просто отрицает какую-либо мораль, он, будучи социопатом, лишен совести как таковой. Герой Зюскинда изначально рожден в такой среде, где нет места ни совести, ни Богу. Бессознательно Гренуй ищет именно любовь, поскольку люди относятся к нему с недоверием и неприязнью. Отчасти это объясняется тем, что герой не обладает важной чертой личности — собственным запахом, поэтому у него появляется идея создать аромат, который бы побуждал людей к любви.
Однако свой уникальный дар – различать тончайшие оттенки ароматов и создавать уникальные парфюмерные композиции — Гренуй использует, чтобы получить власть над чувствами людей. Аромат «любви» — суррогат, подделка, маккиавелиавский инструмент манипуляции. И, возможно, в финале Гренуй это понимает и поэтому добровольно идет на смерть, выливая на себя флакон духов всевластия и зная, чем это может кончиться. Кучка криминальных отбросов, унюхав этот запах, разрывает его на части и съедает. «Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви» — пишет Зюскинд. Однако то, что здесь названо «любовью» — это не любовь, а одержимость, жадное, сладострастное желание поглотить красоту, которая создана злым гением. Когда гениальность и злодейство сливаются воедино, плоды творчества, рожденные в таком тандеме, всегда оказываются с гнильцой.