Мультипликатор Полина Власова: «Будущее анимации за бодипозитивным персонажем»
Полина Власова – успешный художник анимации и девушка-действие. Ее энергии хватило на 16 лет обучения рисованию и мультипликации, а свою работу она просто обожает. О том, какой путь надо пройти, чтобы добиться успеха в этой сфере, чем хорош бодипозитив в анимации и почему ей не по душе, что в России слишком любят образы идеальных принцесс и фитоняшек, читайте в интервью.
— Полина, где ты училась, прежде чем стать художником-мультипликатором?
— Образование я получала более 16 лет. В 12 меня отдали в художественную школу. А когда встал вопрос с выбором ВУЗа, мы с родителями решили, что я выучусь на дизайнера. Нам тогда казалось, что художник — это такой бедный, голодный бомж, а дизайнер — нечто адекватное. Но в процессе учебы я поняла, что мне этот дизайн на фиг не нужен. Я хотела заниматься живописью, старалась не пропускать ни одной пары по технике рисунка. В какие-то дни рисовала по десять часов в день.
Потом была Воронежская академия искусств — экспериментальный курс Михаила Шемякина. Нам обещали бесплатное обучение во Франции. Тогда мне казалось, что это просто замануха, и я поступила на курс практически по приколу. Но нас и правда пару раз свозили во Францию. Было очень круто!
Но курсы Вани Максимова, которые он проводил в своей квартирке в центре Питера, — это то, чего мне так не хватало в академическом рисунке! Ваня рассказывал, что такое анимация в его понимании, мучил авторскими короткометражными фильмами. Я узнала, как строится режиссура, как создаются эмоции, взаимодействие со зрителем. Именно после курса Вани Максимова я решила, что пойду в анимацию. До этого я ведь думала, что вся анимация только в Диснее, а у нас — фигня из-под коня.
Тогда я приехала в Москву и решила устроиться в анимационную студию «Пилот». Денег мне тогда не платили. Многие не понимали: «Ты же хороший художник, можешь много зарабатывать!» А я им: «Нет-нет, я тут пока посижу!» (смеется – прим. интервьюера). Утром я училась в Школе-студии анимационного кино ШАР, слушая демагогии на тему философии и анимации, а днем бежала на работу в «Пилот». В ШАРе мы смотрели разные мультфильмы, даже суперзанудские, например, про коней, которых режут пополам, чтобы укрыться внутри их тел от холода.
Потом мне предложили работу в студии «Паровоз» над мультфильмом «Сказочный патруль». Здесь же я работала над полнометражным мультфильмом «Забытое чудо», он сейчас идет в кинотеатрах. Только в студии «Паровоз» я начала рисовать в огромных количествах персонажку в околодиснеевском стиле. Я этим горю, обожаю свою работу!
— Помнишь свой первый мультфильм?
— Первый мультфильм, над которым я работала, — «Капризка» российского режиссера Сергея Меринова. Все начальные фоны для первой серии мои. Они мне дались с огромным трудом! Я, со своим академическим образованием, вырисовывала кучу деталей, чтобы «дорого-богато», а там нужна была минималистичная структура. То есть условно, чтобы за счет двух квадратов и трех треугольников решить всю композицию кадра. Это было архи тяжело, я несколько месяцев вообще не понимала, чего от меня хотят!
«Капризка» — уникальный мультфильм, это пластилиновая анимация, решение художника-постановщика Кати Пискаревой — моей подружки-на-миллион. Жаль, что в России на пластилиновую анимацию очень маленький запрос. Мало кто этим занимается, только «Пилот». Там есть станки огромные, камеры, свет. Прямо полноценная студия, где делается хороший пластилиновый контент.
— Какие техники ты используешь, чтобы передать эмоции каждого персонажа?
— Я не буду выпендриваться, говорить, что у меня какие-то супертехники из серии «Как вселиться в душу персонажа». Я использую референсы. Миллионы своих любимых мультфильмов.
Вообще, все зависит от того, какой это мультик: полнометражный или сериал. Сериальная история более гротескная, тут рот персонажа может растянуться за пределы лица и занять пол-экрана. Полнометражная анимация — это когда мы по традиции используем законы анатомии. Но я люблю, когда у персонажа есть свои особенности, свои недостатки. В первой «Матрице», например, до повальной моды на виниры, у всех персонажей разные прикусы, своя форма зубов, своя манера улыбаться, я считаю, что это очень круто. Мне жаль, что в России до сих пор есть запрос на гиперкрасивого персонажа. Если это главная героиня, то непременно стройная, с конвенциональной внешностью. Обязательно самая популярная девочка в классе. Хотя гораздо интереснее наблюдать за персонажем-неудачником.
В зарубежной анимации в героев вселяют признаки СДВГ (расстройство внимания с гиперактивностью — прим. интервьюера). Ты никогда не знаешь, что этот персонаж сделает в следующий момент! Вот он засунул голову в сточную канаву и высунул ее уже где-то в Антарктике — это же широкий простор для творчества! (смеется – прим. интервьюера) Всегда интереснее смотреть на героя, который на тебя похож в своем несовершенстве. А мы все похожи своими недостатками. Это как с моделью плюс сайз на обложке журнала. Да, ее фото все равно ретушируют, но мы видим, что самовыражаться могут абсолютно разные люди. Я считаю, что будущее анимации за бодипозитивным персонажем. Он должен быть неидеальным, например, неряхой. Вот я жуткая неряха! (смеется – прим. интервьюера)
— Как ты относишься к сатирическим мультфильмам вроде «Южного парка»?
— Я визуалофил, так что к «Южному парку» у меня нет большой любви. Так же и «Атомный лес», и «Бургерная Джона» мне не заходят, поскольку там слишком простая картинка. Я в основном смотрю мультипликацию ради визуальных оргазмов. А по духу мне ближе «Симпсоны». Там юмор не в лоб, а завуалированный. Мои фавориты – «Красная панда», «Дом совы», «Удивительный мир Гамбола». Из последних – «С приветом по планетам». Вообще, я стала больше любить сериальную анимацию, она более динамична. Люблю, что все делает Pixar.
— А как тебе советская анимация?
— К советской анимации я отношусь с большим уважением. Я работала у ученика Татарского. Федор Савельевич Хитрук — тоже гений советской анимации. Но его я люблю чуть меньше, чем Татарского. Татарский — прямо божество, божество!
— В советской анимации, как и в классической диснеевской, существовало строгое разделение героев на положительных и отрицательных. Сейчас эта грань практически стерлась. Что ты думаешь об этом?
— Если мы проследим за первыми работами диснеевскими, например, «Белоснежной» и «Спящей красавицей», то там действительно есть четкое разделение: вот принц, вот принцесса, вот суперзлодей. Но мир меняется. Женщины становятся чуть более свободными. И вот мы видим уже «Русалочку», которой палец-в-рот-не клади. Это уже второй этап.
Третий этап, когда конфликт уже не снаружи с суперзлодеем, а где-то глубоко внутри тебя, потому что мы — наш злейший враг. В «Головоломке» главный герой и есть главный злодей. Идея этого мультфильма: человек не должен всю жизнь быть счастливым, все время улыбаться, он может быть разным. Мне нравится этот сознательный отказ от плохого персонажа. Конфликт переносится внутрь, а внутренняя борьба более интересна. Сейчас сценарии стали намного круче. Действие на секунду времени стало намного больше.
— А ты можешь настолько погрузиться в процесс создания мультфильма, чтобы он мог слиться с миром реальным?
— Я хочу, чтобы этот миф забыли! Мультипликация все равно остается работой и расходом ресурсов. Пока ты молод и можешь не спать до шести утра и просыпаться в восемь, это еще работает, но потом такой режим — это не очень здоровая история. Эффективнее спланированный труд, когда ты распределил поток своей энергии ровненько на неделю, поработал и поспал. Фигачить по 24 часа в сутки — это все я уже проходила. На долгих дистанциях такое не работает. Анимация — это забег на целый день. Тебе нужно бежать долго, упорно. Нужно стартануть плавненько, плавненько пробежать и постараться не свалиться к концу. Иначе ты начал классно что-то делать, а в середине уже рисуешь какую-то фигню.
— Мультик для себя самой ты когда-нибудь рисовала?
— Да! Это история по поэме Бродского «Маленький буксир». Я начала его создавать еще когда училась в ШАРе. Мне не хотелось делать мультик в рамках авторского кино с техникой анимации «за два рубля». Я же люблю все красивое, цветастое, с кучей неона! (смеется – прим. интервьюера) Я записалась на курс по сценаристике – написала сценарий. На курс по персонажке – создала персонажа. Я очень кайфовала от процесса! Кстати, именно этот мультик сейчас взяли в разработку на «Паровозе» и назвали «Мать корабля».
— А теперь специальный вопрос от кота Хармса: внеземные цивилизации существуют?
— Однозначно да! Помимо нашей галактики существуют миллионы таких же галактик. И где-то наверняка есть другая жизнь. Может, они прилетят когда-нибудь к нам на планету Земля и помогут решить какие-то наши вопросики, которые мы сами не можем решить.