Как выйти из игр, в которые играют люди
У вас возникало ощущение, что люди вокруг вас, да и вы сами, — исполнители неких ролей? Ролей, будто бы взятых из уже сотни раз переигранных пьес. Берн давно это отметил. Кто-то играет Буку, кто-то Простака, кто-то блуждает в треугольнике Спасатель-Жертва-Тиран, какая-то дамочка не вылезает из образа Красной Шапочки, а в ближайшем от нее баре ее поджидает… ну вы поняли – тот самый серый, с большими зубами, который иногда косит под милую Бабушку. Кто придумал для нас эти сценарии? Невидимый режиссер? Неужели нас произвели на свет – и вот… камера, свет, мотор – нам уже выдали сценарий?
Близость — противоположность Играм
Нет, пожалуй, когда мы еще маленькие и сердце еще не покрыто шрамами, не зарубцевалось и не огрубело, мы не боимся быть искренними. А потом наши искренние улыбки, искренняя радость, искренний смех и любовь растаптываются чьим-то тяжелым, холодным, презрительным равнодушием. Мы решаем надеть на себя маску, чтобы создать дистанцию между собой и миром и думаем: если искренность делает нас уязвимыми, тогда зачем вообще она нужна?
Берн выделил небольшую главу в своей знаменитой книге, где описал Близость – противоположность Играм. Если игры построены на лжи, масках и скрытых мотивах, то во время близости мы аутентичны. Говорим то, что думаем. Выражаем то, что чувствуем.
Но вот что особенно интересно: игры, с их деструктивными сценариями, хорошо изучены научными методами. А вот про Близость мы мало что знаем. Иногда читаем о ней в художественной литературе, иногда находим ее отблески в поэзии. Может быть, один или пару раз в жизни, где-то на кухне, в два часа ночи, за бокалом игристого, мы соприкоснемся душами. Но утром наступит рассвет, волшебство улетучивается, и мы возвращаемся к прежним ролям.
Сложно быть искренним
Ученые считают, что близость разрушается при попытках ее изучения. Ушлые манипуляторы используют Лжеблизость, например, чтобы втереться кому-то в доверие или оправдать собственное хамство искренними намерениями. Словом, и искренность, и близость – это по-прежнему редкое в нашей грубой жизни, неуловимое волшебство. То, что все мы ищем и редко находим. А кто-то так и не находит вовсе, прожив всю жизнь под маской. Что будет, если сорвать с лица маску? Новые удары, новые усмешки, которые поднимут со дна души неприятные воспоминания из детства? Или все же мы способны создать пространство для Близости? И как это сделать?
Комментарий психолога Антона Баранова
Зачем психике игры, маски и сценарии
Игры и сценарии человеку нужны, чтобы понимать, как реагировать на мир. В этом случае психике не нужно изобретать новые способы взаимодействия с окружающей реальностью. Так, по крайней мере, снижается нагрузка на нервную систему. Еще в процессе игр человек получает необходимые ему чувства, эмоции, убеждения в чем-то и другие «выгоды». Если пофантазировать, например, про игру Жертвы, то я могу предположить, что Жертва получает специфическое внимание от Тирана. Тиран ее наказывает, а она бессознательно желает получить «наказание». Жертва также нуждается в доброте и жалости Спасателя. Кстати, Спасателем она может легко и с удовольствием манипулировать. Схема выглядит просто и даже очевидно, но, напомню, что игры разыгрываются автоматически и инстинктивно, поэтому в них не проникает «свет» логического мышления.
Счастье от уязвимости, которую принимают
Маска — эта всегда защита, а любая защита не возникает на ровном месте. Поэтому преждевременное срывание маски, такой насильственный выход из зоны комфорта всегда чреват новыми ударами.
Близость — это состояние открытости и уязвимости. Не стоит забывать, что именно неудачный опыт близости вызвал психологическую травму и изобретение игр. Чтобы обрести ощущение близости, нужны навык доверия, умение быть одному и удерживать эмоциональное расстояние, пространство безопасности, смысл переживания близости лично для вас. Полезна и поддержка психолога.
Близость сложно описать. Ведь у каждого она своя. В ней всегда присутствует счастье от того, что я могу быть уязвим и меня примут уязвимым, что я также ответственен за уязвимость другого.
Примеры Близости из кино и литературы
Можно узнать Близость в романе «Демиан» Г. Гессе. Герой мог свободно любить, мечтать, развиваться. А отсутствие близости превратило Эмиля Синклера в нелюдимого и замкнутого человека, который топил свои переживания в вине. То, что обрести Близость с другими, очень сложно, также хорошо показано в сериале «Голяк». Джей Джей боится Близости с Шугар. Привыкший быть один, после признания Шугар в любви к нему, он испытывает невыразимую тяжесть в душе, страх перемен. Мы видим, как сложно заводить отношения человеку после тридцати лет. А во втором сезоне сериала «Почему женщины убивают» Рита Кастильо в поисках Близости снова и снова сталкивается с предательством. Это заставляет ее страдать.
Какие установки запускают Игры
Увы, состояние Близости — это короткий миг. Сложно удерживать себя в нем долгое время. Этому мешают различные установки. Например:
- если я буду терпеть, то все будет хорошо
- я люблю этого человека и могу прожить ЕГО жизнь ЗА НЕГО
- я отдал тебе все, что имел, но ты меня не благодаришь за это всю жизнь, поэтому я буду тебя ненавидеть за твою неблагодарность и скрывать свою ненависть
- мне нужно всегда объяснять свои действия и мысли, чтобы другие не назвали меня чудаком и не отвернулись от меня
Мне приятно представлять, что в будущем, с развитием психотерапии, люди откажутся от игр и начнут распознавать сценарии с первых минут. И меня одновременно страшит, что тогда психика будет создавать другие варианты защит, неизвестных сейчас нам. К счастью, многие уже сейчас становятся более осознанными, создают пространство для Близости в общении. Самое главное здесь: уметь любить другого как другого, а не другого как часть себя.