Фотограф Анастасия Балабан: «Мы стали тише бунтовать»

Имея два диплома – психолога и экономиста – Анастасия Балабан решила для себя, что «коллаборация ее и мира» возможна именно в фотоискусстве, а не в другой сфере. О том, почему в творчестве она не «острый угол», об эволюции бунтарей и источниках силы – читайте в интервью.

— У тебя есть серия фотографий о бунтующем поколении 21 века. Стали ли бунтари редким типом в сравнении с 90-ми и нулевыми, когда существовали субкультуры?

— Само выражение бунта стало другим. Мы стали тише бунтовать в сравнении с готами, рокерами или панками. Я не думаю, что количество нонконформистов стала меньше. Раньше были обособленные и очень лаконичные субкультуры, которые легко считывались по внешнему виду. Сегодня бунтарь может выглядеть формально, но он внутри при этом не будет формалистом.

— Для своего фотопроекта The Engine. Step 1. Men ты отбирала именно представителей «бунтующего поколения». Как ты определяешь человека – бунтаря?

— Для меня бунтарь – это вовсе не вандал. То есть он не рушит ничего, но может и не создавать. Он может быть полон творческих идей, но не быть устроенным, заниматься ерундой. Я имею в виду в плане самообеспечения. У меня не было какого-то специального отбора людей для этого проекта. В смысле: я ищу брюнета, который круто играет на барабанах и работает в ЖЭКе (смеется – прим. интервьюера). В основном это были друзья или друзья друзей. А по инстаграмму человека сразу видно: есть ли там глубина и необычное видение. Тогда это было способом выявить тех, кто подошел для фотосессии.

Бунтари нового поколения

— Массовой фотографии стало много с развитием технологий. Можно сфоткать ржавую лейку на даче и решить, что ты Джей Майзель. Век смартфонов обесценил фотоискусство?

— Здесь есть и плюсы, и минусы. Многие могут себя пробовать. Когда существовали только пленка, проявка, специальные лаборатории с химическими веществами, возможности для творческих экспериментов были ограничены. Сейчас у каждого есть камера в телефоне. Мы получили больше интересных имен благодаря большому потоку «зелененьких» фотографов. Но дилетантства в высокой фотографии нет. Чтобы победить в престижном конкурсе, нужно потрудиться. Розовые цветочки, фото из серии «что я ем» не побеждают на выставках. Недостаточно просто нажать на кнопку. Нужно как минимум три месяца курсов, чтобы освоить азы. Но добавлю, что из-за доступности техники и фоторедакторов уровень фотоискусства не стал ниже.

— У тебя есть проект «Ешь больше искусства». Ты говоришь, что «каждый начинающий автор и состоявшийся фотохудожник должен помнить о классическом искусстве». Чьи полотна тебя восхищают?

— Меня вдохновляют итальянские шедевры эпохи Возрождения. Именно оттуда мы получили схемы света, их всего три. Мы, фотографы, используем их сейчас.

Проект Анастасии Балабан eat more art

— А насколько для тебя важно в профессиональном сообществе получить признание?

— Регалии – это как игрушки на елке в Новый год. В центре все равно сама елка, то есть суть: как ты это делаешь, а не внешняя оценка. Но мне безумно нравится этап критики. Я очень прислушиваюсь к комментариям авторитетных людей. Поэтому несколько лет подряд пробовала стать членом союза фотохудожников и своего добилась. Кода тебе говорят профессионалы, что ты должна двигаться дальше, что ты еще недостаточно хороша – это здорово мотивирует.

— На твоем сайте перед фотопроектом «Дом детства» ты цитируешь «Сонет» Бродского. Там есть фраза «переживи углом», то есть будь острым, неудобным. Ты «острый угол»?

— Я совсем не острый угол и творчество у меня не «острое», а мягкое. В нем нет ничего кричащего. Я вообще по духу не бунтарка. Хотя, возможно, я сама себя оценить не умею. Иногда я чересчур самокритична. По секрету скажу: большая часть моего портфолио должна была быть отправлена в мусорную корзину.

Фотография Анастасии Балабан

— Творческие кризисы у тебя бывают?

— Бывает пару месяцев не хочется снимать. А бывало, что несколько лет не брала в руки камеру. Думала, что все. Себя исчерпала. Но потом это прошло. Вдохновение само приходит. Я что-то наблюдаю. За парящей птицей. Вдыхаю какой-то запах. Вижу восход. Или случилась какая-то беседа с друзьями. А потом – бамс! И пришло это состояние. Во время пандемии мы отдыхали с дочкой в деревне, я посмотрела на нее и поняла: она очень быстро выросла. Так возникла идея фотопроекта «Детская игра». Он передает переходный этап между детством и зрелостью.

— Заключительный вопрос от кота Хармса. Кто решает, что такое хорошо, а что такое плохо?

Забавный кот

— Для ребенка это решает мама. А взрослый человек должен сам разобраться.

One thought on “Фотограф Анастасия Балабан: «Мы стали тише бунтовать»

  • 30.06.2022 в 02:02
    Permalink

    Вдохновение — оно такое, избирательное)

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *